Москва : 8(495)781-3650        |        Санкт-Петербург: 8(812)409-3170         |        Остальные регионы:  8-800-775-3078
спортивные товары

(пусто)  

время работы:

пн-пт: с 09:00 до 18:00

сб-вс: выходные

В нерабочее время (до 22:00) звоните:
+7 (926) 973-46-38

розничный отдел:

+7 (495) 781-36-50       +7 (495) 781-17-26
Бесплатный номер: 8-800-775-3078 WhatsApp, Viber: +7 926 973 4638

оптовый отдел:

+7 (495) 781-17-14

каталог товаров:

Доставка в Ваш город - от 1 дня!

Международная классификация водных маршрутов  RSS 2.0



МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВОДНЫХ МАРШРУТОВ




В. Юрин


Прежде всего, несколько общих замечаний:
Шкала должна быть абсолютной, т.е. не зависеть от того, где и кем она применяется. Это требование - общее для любой системы мер: все должны строить шкалу по одним и тем же реперным точкам (например: тройная точка воды и точка ее кипения при 760 мм.рт.ст.), иначе как сопоставить результаты измерений?
Если вводить свою шкалу, скажем, для каждого региона, то как соотносятся подмосковная 6 (т.е. самая сложная речка в Подмосковье) и карельская 3 (т.е. где-то средняя сложность для Карелии), и т.п.?

Если вводить отдельную классификацию для каяков, другую - для какамаранов, третью - для рафтов (плотов), то как их соотносить между собой? Что сложнее - катамаранная 3 или каячная 5? А если завтра появится еще один тип судов - для него вводить свою классификацию? Выходов возможно два. Либо классификация должна быть универсальной, но при планировании и оценке походов надо учитывать, что пройти, скажем, 5-ку на катамаране намного проще, чем на каяке. Либо ввести свою классификацию для каждого типа судов и признать, что к другим судам она не имеет никакого отношения - так, по существу, и происходит, особенно на старых плотовых речках.

Сложность реки не может определяться иначе, как экспертными оценками по грубой шкале из нескольких баллов. Никакие количественные параметры - уклон, расход, скорость течения (средняя? максимальная? какая-то средневзвешенная?), количество камней (среднее? максимальное на 1 км? на 100 м?) - не дают полной информации о реке; сложность определяется только полным их сочетанием, а оно, по определению, уникально для каждой реки. Что сложнее: большая глупая Катунь или маленькая крутопадающая Сумульта, приток ее?

С другой стороны, критерии оценки должны быть достаточно простыми для того, чтобы оценка не зависела от квалификации конкретного эксперта (по крайней мере, если он достаточно компетентен для данной категории; очевидно, человек с опытом 2 не может судить о том, относится ли некий маршрут к 5 или 6 к.с.). В международной шкале такими критериями являются: наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения. В нашей классификации они вообще не сформулированы, поэтому оценки чрезвычайно субъективны.

Конечно, сложность реки сильно зависит от переменных обстоятельств: уровня воды, засоренности бревнами после паводка, и проч. Максимум, что можно сделать - это определить ее для некоторых средних условий. Конечно, любой здравомыслящий человек должен учитывать, что при изменении любого из этих факторов сложность реки может меняться, причем для некоторых (например, расхода) - в _любую_ сторону. Конечно, если обычно условия далеки от средних - например, воды либо очень много, либо очень мало - то такая усредненная оценка не срабатывает. Но как иначе? Вводить двойную оценку - для двух крайних значений сильноменяющегося параметра? В принципе оправдано, но сложновато...

Конечно, категория - это не точка, а некоторый диапазон сложности. После того, как эти диапазоны более или менее устоялись и стали общепринятыми, возникает желание разбить их на поддиапазоны, например, 3 -> 3-, 3 и 3+, или в спорных случаях использовать промежуточное обозначение: 2-3 или 2/3.
Конечно, на реке возможны отдельные препятствия, сложность которых значительно выше, чем основной части маршрута. Как и у нас, они классифицируются отдельно (типа "категория M с элементами категории N"). Иногда их сложность указывается в виде индекса.


Наконец, как и обещал, международная классификация. Я встречал ее в нескольких книжках, причем текст совпадает буквально, слово в слово, так что, вероятно, это официальная или общепринятая формулировка. Цитирую по книге: Ray Rowe, White Water Kayaking (Salamander Books Ltd., London, 1988).

Категория 1: несложные
Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория 2: умеренно сложные
Линия движения очевидна [с наплыва - перев.], однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и "бочки". В некоторых местах поток ускоряется.

Категория 3: сложные
Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория 4: очень сложные
Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. "Бочки" очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория 5: чрезвычайно сложные
Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные "бочки". Препятствия непрерывны.

Категория 6: официальный верхний предел
Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложными и затрудненными подходами.

Немного о соотношении с нашими категориями.
Как я могу судить по этим формулировкам и прилагаемым фотографиям, категория 1 примерно соотвествует нашим 1-2 (например, Щегринка и многие карельские речки без крупных локальных порогов). Категория 2 примерно соотвествует нашим 2-3 (Мста, локальные карельские пороги). К категории 3 могут относиться препятствия от наших 3 на горных реках (Песчаная, Теберда, Уба, Урух) до саянских (т.е. относительно простых) 5, включая большие и глупых плотовые 5 (Катунь, Каа-Хем, Ока). Категория 4 ближе к нашей 5 (Чаткал - эталонная "пятерка" - вписывается в нее очень хорошо). Категория 5 охватывает большинство наших 5 и 6. К международной 6 можно отнести только несколько суперсложных рек (Башкаус, Верх.Чулышман, Муксу, Обихингоу); как правило, препятствия такого уровня считаются у нас безусловно непроходимыми для каяков, да и на других судах их ходят крайне редко.

Источник www.ulov.ru




Список всех статей

Что-то пошло не так?
Пожалуйтесь!

оплата

СМОТРИТЕ НАШ ВИДЕО КАНАЛ!