Москва : 8(495)781-3650        |        Санкт-Петербург: 8(812)409-3170         |        Остальные регионы:  8-800-775-3078
спортивные товары

(пусто)  

время работы:

пн-пт: с 09:00 до 18:00

сб-вс: выходные

В нерабочее время (до 22:00) звоните:
+7 (926) 973-46-38

розничный отдел:

+7 (495) 781-36-50       +7 (495) 781-17-26
Бесплатный номер: 8-800-775-3078 WhatsApp, Viber: +7 926 973 4638

оптовый отдел:

+7 (495) 781-17-14

каталог товаров:

Доставка в Ваш город - от 1 дня!

Упражнения для овладения коньковыми лыжными ходами - Переходы в коньковых ходах  RSS 2.0


Купить лыжи





Упражнения для овладения коньковыми лыжными ходами - Переходы в коньковых ходах




Смена коньковых лыжных ходов происходит по тем же причинам, что и классических. Многочисленные разновидности переходов с одного конькового хода на любой другой коньковый различают по двум признакам:

  • количеству промежуточных скользящих коньковых шагов при переходе;
  • положению рук в момент перехода -впереди или сзади туловища.

Как и в классическом стиле, наименьшие потери в скорости при переходе достигаются при использовании минимально возможного количества промежуточных шагов. Причем в различных внешних условиях при передвижении коньковыми ходами чаще, чем в классическом стиле, оптимальными являются "быстрые" варианты переходов.

Переход с любого одновременного хода на попеременный выполняют главным образом через один промежуточный скользящий шаг с задержкой одной руки либо сзади, либо впереди. В первом варианте, которому чаще отдают предпочтение, перед окончанием одновременного толчка палками начинают делать промежуточный коньковый шаг. При этом одна рука (разноименная к толчковой ноге) задерживается сзади и, как правило, заканчивает отталкивание, а вторая делает мах вперед. Далее выполняют движение, характерное для попеременного конькового хода.

Второй вариант перехода предусматривает задержку рук в переднем крайнем положении перед постановкой палок на опору. При выполнении промежуточного шага одна рука задерживается впереди и удерживает палку на весу, а вторая (разноименная толчковой ноге) ставит палку на опору и выполняет толчок. Затем начинают движение, свойственное попеременному двухшажному коньковому ходу.

Переход с попеременного конькового хода на одновременный имеет по меньшей мере четыре разновидности с учетом положения рук и количества промежуточных скользящих шагов. При переходе с задержкой рук впереди через один скользящий шаг во время промежуточного шага одна рука, удерживая палку на весу, задерживается впереди, а вторая делает мах вперед. Руки соединяют впереди, и в следующем коньковом шаге можно начать одновременный одношажный или полуконьковый ходе толчком и махом руками на каждый шаг. Заметим, что для перехода на полуконьковый ход должен быть лыжный след, в который во время промежуточного шага ставится маховая нога. Для перехода на одновременный двухшажный ход требуется два промежуточных скользящих шага: на первый руки также соединяют впереди, а на второй выполняют одновременный толчок руками (второй шаг в цикле этого хода). Затем следуют движения, присущие право- или левостороннему варианту одновременного двухшажного конькового хода.

Соединение рук сзади во время промежуточного шага наиболее удобно для перехода с попеременного конькового хода на одновременный двухшажный. При этой разновидности перехода в течение промежуточного шага толчковая рука после окончания толчка задерживается сзади, а находящаяся впереди маховая рука делает быстрый мах назад. Руки соединяют сзади и из этого исходного положения переходят на одновременный двухшажный ходе одновременным махом руками на первый шаг и отталкиванием на второй в цикле хода.

Если соединение рук сзади в течение промежуточного шага использовать для смены попеременного конькового на одновременные одношажный и полуконьковый ходы, то потребуется и второй промежуточный шаг для выполнения маха руками вперед. Только после этого можно перейти на характерные для этих одновременных ходов движения с толчком и махом руками на каждый коньковый шаг.

Переход с одновременного одношажного и полуконькового на одновременный двухшажный коньковый ход лыжники предпочитают выполнять без промежуточного скользящего шага. После окончания толчка палками из положения руки сзади удобно на первый скользящий шаг сделать мах руками вперед, а на второй - одновременный толчок руками, что и составляет цикл одновременного двухшажного хода.

Переход с одновременного двухшажного конькового хода на одновременный одношажный и полуконьковый выполняют, как правило, из положения руки впереди, т.е. после первого шага с махом руками в цикле одновременного двухшажного хода (он и является промежуточным). На очередной коньковый шаг лыжник делает одновременный толчок и затем мах руками вперед -это двигательная структура скользящего шага в одновременном одношажном и полуконьковом ходах.

При переходах в одновременном двухшажном коньковом ходе с правостороннего на левосторонний вариант и обратно в течение промежуточных шагов можно выполнять три разновидности движений:

  • толчок и мах руками (самый быстрый вариант);
  • задержку рук сзади туловища;
  • задержку рук впереди туловища. Квалифицированные лыжники предпочитают, естественно, скоростной вариант, выполняя в течение промежуточного шага толчок и мах руками, т.е. между первым и вторым шагом в цикле вставляют один скользящий шаг одновременного одношажного хода, после которого продолжают идти другим вариантом одновременного двухшажного хода.

Переходы с задержкой рук в промежуточном шаге являются более замедленными из-за отсутствия толчковых движений руками. Задержка рук сзади туловища начинается после окончания отталкивания руками и продолжается в течение всего промежуточного шага. А в следующем коньковом шаге начинается новый цикл одновременного двухшажного хода с асимметрией движений в другую сторону. При переходе с задержкой рук в переднем крайнем положении после окончания толчка руками на первый шаг в цикле хода палки выносят вперед и перед постановкой их на опору выполняют промежуточный коньковый шаг, в течение которого руки остаются впереди в безопорном положении и удерживают палки на весу. В следующем скользящем шаге при постановке палок на опору уже другая нога оказывается впереди в опорном положении, что свидетельствует о переходе на новую разновидность одновременного двухшажного конькового хода. Таким образом, промежуточный шаг с задержкой рук впереди вклинивается между первым и вторым шагом в цикле хода.

Все способы перехода с правостороннего варианта на левосторонний и обратно пригодны и для равнинной разновидности одновременного двухшажного конькового хода.

Переходы с любого одновременного конькового на коньковый ход без отталкивания руками выполняют, как правило, из положения руки сзади без промежуточных шагов, для обратного перехода наиболее часто используют один промежуточный скользящий шаг, во время которого руки занимают положение, характерное для начала цикла избранного после смены одновременного хода.

Своевременный переход с одного хода на другой возможен при совершенном владении всеми коньковыми ходами и многочисленными разновидностями переходов. Критерием эффективности является сокращение потерь в скорости при смене ходов.

Имитационные упражнения (рис.17):

  1. ИП - СЛ, переход с одновременного хода на попеременный через один промежуточный шаг с задержкой руки сзади. Принять положение окончания одновременного толчка руками. Выпрямляя туловище, выполнить промежуточный шаг-выпад вправо и задержать правую руку сзади, а левой сделать мах вперед. Зафиксировать одноопорное положение на правой ноге и вернуться в И П. При повторении выполнять выпады в разные стороны и соблюдать разноименность маховой и толчковой руки и ноги, что характерно для попеременного хода.
  2. ИП - СЛ, шаговая имитация этого же перехода на месте. Повторить упр. 1 с выполнением 3-4 циклов шаговой имитации на месте перед переходом одновременного двухшажного конькового хода, а после перехода - попеременного конькового хода. Вернуться в И П. При повторении перед переходом имитировать и другие одновременные коньковые ходы. Следить за выполнением промежуточного шага-выпада при переходе из положения, свойственного окончанию толчка руками в одновременных ходах.
  3. Шаговая и затем прыжковая имитации в движении перехода с одновременного хода на попеременный с задержкой руки сзади. Как и в упр.2, до и после перехода выполнять по 3-4 цикла соответственно одновременных и попеременных ходов и затем возвращаться в ИП. Повторять с имитацией перед переходом различных одновременных ходов, включая полуконьковый (без палок и с палками).
  4. ИП - СЛ, переход с одновременного хода на попеременный через один промежуточный шаг с задержкой руки впереди. Занять одноопорное положение на левой ноге, руки вынести вперед (при имитации с палками на опору их не ставить). Сделать один промежуточный шаг вперед-вправо с полным переносом массы тела на другую ногу (правую), при этом левую руку задержать впереди. а правой выполнить отталкивание. Вернуться в ИП, при повторении менять опорную ногу, контролировать сохранение разноименности в попеременных движениях руками и работе ногами.
  5. Шаговая имитация на месте перехода с одновременного на попеременный ход с задержкой руки впереди. Выполнить 3 цикла одновременного двухшажного хода, на четвертом цикле зафиксировать положение свободного одноопорного скольжения, руки впереди. Затем сделать один промежуточный шаг, задерживая одну руку впереди, а второй выполняя толчок. После этого перейти к имитации 3-4 циклов попеременного хода. При повторении перед переходом выполнять и другие одновременные ходы.
  6. Повторить упр.5 в шаговой и прыжковой имитации в движении (без палок и с палками). Обратить внимание на согласованность маховых и толчковых движений рукой и разноименной ногой во время промежуточного конькового шага, а также на исходное положение перед переходом - масса тела на одной ноге, руки впереди, палки над опорой.
  7. ИП - СЛ, переход с попеременного конькового хода на одновременный (одношажный и полуконьковый) через один промежуточный шаг с задержкой руки впереди. Занять положение свободного скольжения, когда масса тела удерживается на одной ноге, одна рука (разноименная к опорной ноге) впереди, другая сзади. Сделать промежуточный шаг вперед-в сторону и руки соединить впереди. Вернуться в ИП, повторять со сменой опорной ноги перед переходом.
  8. Повторить упр.7 в шаговой имитации на месте и в движении, после этого в прыжковой имитации в движении. Перед переходом выполнять 3-4 цикла попеременного хода, в течение промежуточного шага руки соединить впереди и далее имитировать одновременный одношажный ход. При повторении после перехода наряду с одношажным выполнять и полуконьковый ход.

    Для перехода на одновременный двухшажный коньковый ход на первый промежуточный шаг соединить руки впереди, а на второй выполнить одновременный толчок руками; далее имитировать движения, составляющие одновременный двухшажный ход.

  9. И П - СЛ, переход с попеременного хода на одновременный двухшажный через один промежуточный шаг с задержкой руки сзади. Занять одноопорное положение, свойственное попеременному ходу. Сделать промежуточный шаг вперед - в сторону и соединить руки сзади. Вернуться в И П. Повторять со сменой опорной ноги.
  10. Повторить упр.9 в шаговой имитации на месте, выполняя перед переходом 3-4 цикла попеременных ходов, а после соединения рук сзади (во время промежуточного шага) имитировать одновременный двухшажный ход с махом руками вперед на первый шаг и одновременным отталкиванием на второй.
  11. Шаговая и прыжковая имитации в движении этого же перехода (без палок и с палками). При повторении делать переход как на правосторонний, так и на левосторонний варианты одновременного двухшажного хода. Для этого переход надо начинать из одноопорного положения соответственно на правой и затем на левой ногах.

    Для перехода с задержкой рук сзади на другие одновременные ходы необходимо сделать второй промежуточный шаг вперед-в сторону для маха руками вперед, чтобы затем имитировать одновременный одношажный и полуконьковый ходы.

  12. Шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении переходов через один промежуточный шаг с задержкой рук сзади с одновременного на попеременный и обратно. Обратить внимание на то, что этим способом можно перейти с любого одновременного на попеременный ход, обратный же переход с попеременного хода возможен только на одновременный двухшажный. А для перехода на одновременный одношажный и полуконьковый ходы необходимо выполнить второй промежуточный шаг и вынести руки вперед.
  13. Повторить упр. 12, используя задержку рук впереди. Заметить возможность перехода на попеременный со всех одновременных ходов, а переход с попеременного осуществляется на два одновременных коньковых хода - одношажный и полуконьковый. Переход на одновременный двухшажный при задержке рук впереди требует второго промежуточного шага с одновременным отталкиванием руками, и только после этого возможна имитация полного цикла данного хода.
  14. Переход с одновременного одношажного на одновременный двухшажный без промежуточного шага, шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении (без палок и с палками). Выполнить 3-4 шага одношажного хода, и на последнем из положения окончания одновременного толчка руками начать выполнение одновременного двухшажного хода с махом руками на первый шаг и одновременным толчком ими на второй. Чтобы исключить остановку при имитации в движении одновременного одношажного хода (перед переходом), целесообразно мах руками вперед сопроводить проходом с дополнительными шагами (при шаговой имитации) и пробежкой (при прыжковой).
  15. Повторить упр. 14. выполняя такой же по структуре движений переход с полуконькового хода на одновременный двухшажный. Имитировать переходы с правостороннего и левостороннего вариантов, чтобы при переходе первый шаг с махом руками вперед делать соответственно вправо и влево.
  16. Переход с одновременного двухшажного хода на одновременный одношажный через один промежуточный шаг, шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении (без палок и с палками). Сделать три полных цикла одновременного двухшажного хода, затем один шаг с выносом рук вперед (первый полуцикл этого же хода) и из свободного одноопорного положения начать одновременный одношажный ход с толчком и затем махом руками на каждый коньковый шаг (при махе руками можно использовать дополнительные шаги, чтобы не было остановок).
  17. Шаговая и прыжковая имитации перехода с того же хода на полуконьковый. При повторении перед переходом имитировать как правосторонний, так и левосторонний варианты одновременного двухшажного хода, чтобы после промежуточного шага с выносом рук вперед переходить на соответствующие разновидности полуконькового хода.
  18. Переходы в различных одновременных коньковых ходах, шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении (без палок и с палками, смена через каждые три цикла одного хода):
    • с одношажного на двухшажный и обратно. Из положения окончания толчка руками в одношажном ходе перейти на двухшажный с выносом рук на первый шаги отталкиванием на второй, повторить еще три таких же цикла движений и затем после окончания толчка руками сделать один промежуточный шаг для выноса рук вперед, чтобы далее имитировать одношажный ход с толчком и махом руками на каждый шаг. При повторении следить за использованием различных разновидностей одновременного двухшажного хода;
    • с двухшажного на полуконьковый и обратно. После третьего цикла двухшажного хода сделать один промежуточный коньковый шаг для выноса рук вперед и из этого исходного положения начать выполнение полуконькового хода. Переход на двухшажный начать после окончания толчка руками (без промежуточных шагов);
    • с одношажного на полуконьковый и обратно переходят из положения свободного одноопорного скольжения при выносе рук вперед, когда можно имитировать движения, составляющие и одношажный, и полуконьковый ходы (без промежуточных шагов).
  19. Переходы в одновременном двухшажном ходе с правостороннего варианта на левосторонний и обратно, шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении (без палок и с палками, смена через каждые три цикла одного и того же варианта хода):
    • с задержкой рук сзади туловища. После окончания толчка руками в третьем цикле хода надо сделать один промежуточный коньковый шаг, в течение которого руки задержать сзади. А при имитации следующего конькового шага начать новый цикл одновременного двухшажного хода с асимметрией движений в другую сторону (при имитации с палками во время промежуточного шага их надо держать сзади над опорой);
    • с задержкой рук впереди туловища. Закончив отталкивание руками в третьем цикле хода, выполнить первый шаг с выносом рук вперед (первый полуцикл двухшажного хода) и задержать их впереди на промежуточный коньковый шаг (при использовании палок держать их на весу), а в следующем шаге сделать толчок руками (второй полуцикл двухшажного хода). Такая разбивка цикла промежуточным шагом с задержкой рук впереди позволяет перейти на другую разновидность хода;
    • с толчком и махом руками на промежуточный шаг, т.е. через один шаг одношажного хода.

      Структура движений здесь имеет сходство с предыдущим переходом, но на промежуточный шаг, который начинают также из положения руки впереди, выполняют толчок и затем мах руками. Т.е. между первым и вторым шагами в цикле двухшажного хода промежуточным является один шаг одношажного хода.

      При повторении контролировать и согласовывать движения руками и ногами во время промежуточного шага с учетом разновидности перехода.

  20. Переходы с любого одновременного на коньковый ход без отталкивания руками и обратно, шаговая и прыжковая имитации на месте и в движении. Выполнить несколько циклов одного из одновременных ходов и затем из положения туловище наклонено, руки сзади перейти на коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов ими). Промежуточные шаги здесь не нужны. Для обратного перехода необходимо сделать один промежуточный шаг, во время которого руки должны занять положение, соответствующее началу цикла движений в избранном после смены одновременном ходе с отталкиванием руками. При повторении использовать различные одновременные ходы с толчками руками.
  21. Имитация комбинаций переходов в коньковых ходах (на месте и в движении, шагом и прыжком).

Источник: Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. М: СпортАкадемПресс, 2001. С. 149-167

Что-то пошло не так?
Пожалуйтесь!

оплата

СМОТРИТЕ НАШ ВИДЕО КАНАЛ!