Москва : 8(495)781-3650        |        Санкт-Петербург: 8(812)409-3170         |        Остальные регионы:  8-800-775-3078
спортивные товары

(пусто)  

время работы:

пн-пт: с 09:00 до 18:00

сб-вс: выходные

В нерабочее время (до 22:00) звоните:
+7 (926) 973-46-38

розничный отдел:

+7 (495) 781-36-50       +7 (495) 781-17-26
Бесплатный номер: 8-800-775-3078 WhatsApp, Viber: +7 926 973 4638

оптовый отдел:

+7 (495) 781-17-14

каталог товаров:

Доставка в Ваш город - от 1 дня!

Общий обзор и классификация надувных лодок  RSS 2.0


Купить надувную лодку




Общий обзор и классификация надувных лодок

В настоящее время большой интерес у туристов, как начинающих, так и более опытных, вызывает рынок надувных судов. Сейчас магазинами и, непосредственно, производителями предлагается весьма большой ассортимент надувных лодок различного назначения, от пляжных до спасательных. Задача данной публикации - помочь разобраться в мире надувных судов для туризма. Поскольку сплавляться по рекам и озерам, теоретически, можно на чем попало, лишь бы ваше тело не сильно погружалось в жидкость, попробуем классифицировать надувные суда по видам, используемым материалам и областям применения. Напомню, что речь идет ТОЛЬКО о надувных суда, а не о каркасно-надувных или RIB, т.е. пластиковых судах с надувными элементами.

По видам все надувные суда делятся на гребные и моторные. По вместимости, соответственно, на одно-трехместные, суда средней вместимости (4-6 мест) и многоместные. По конструкции - на однослойные (монобаллонные) и двухслойные.

В зависимости от области применения надувные суда делятся на пляжно-развлекательные, рыбацкие, туристско-спортивные и суда специального назначения, как то: гоночные и спасательные.

В надувном судостроении (если можно так выразиться) используются в основном два типа материалов - различные ПВХ ткани, армированные и нет, и прорезиненные ткани на хлопчатобумажном или капроновом корде. Ткани на основе ПВХ являются более "продвинутыми" по отношению к прорезиненным и обладают рядом преимуществ. Они легче, более прочны, менее критичны к длительному воздействию солнечных лучей или сырости. Единственным преимуществом изделий из прорезиненной ткани является их цена.

Часто аргументом в пользу таких изделий служит их лучшая ремонтопригодность. Как человек, давно и интенсивно пользующийся судами из ПВХ-тканей, а, ранее, так же интенсивно использовавший плавсредства из прорезиненной ткани, скажу - это неправда. Изделия из ПВХ прекрасно клеятся ПВХ клеями типа "Уран", стоимость которых не превышает стоимость резинового клея или клея 88Н. А производители комплектуют свои изделия достаточным количеством заплаток.

Я думаю, объяснять, чем отличаются гребные лодки от моторных нет смысла, с вместимостью тоже все понятно. Немного стоит остановиться на основных конструкционных особенностях. Монобаллонные (однослойные) суда характеризуются тем, что их внешняя (и единственная) оболочка является газодержащей, т.е. выполняет как функцию формообразующего внешнего каркаса, так и надувных элементов. Двухслойные имеют отдельно наружный чехол (внешний формообразующий каркас) с замкОвыми элементами (шнуровка, петли и пр.), куда вставляются надувные баллоны более простой формы. Баллонов может быть два и более.

Дно у судов обоих типов может быть однослойным и надувным. Последнее время довольно часто попадаются надувные фальшднища, вставляемые внутрь на манер надувных матрасов. В моторных судах, для увеличения жесткости, используют фанерные и пластиковые пайолы (складные вставки по форме днища судна) или продвинутые "эйрдек" - специальные надувные "доски", обладающие повышенной жесткостью. По обводам днища лодки могут быть килеватыми и плоскодонными.

Бортовые баллоны бывают двух типов: замкнутые (вытянутый "бублик" или "чечевица", основная форма туристских и рыбацких судов) и разомкнутые (U-образные, характерны для моторных судов и всяческой экзотики типа "шредер").

Современные монобаллоные суда имеют более сложную и качественную систему клапанов, позволяющую (используя современные материалы и технологии) достигать в баллонах высокого давления. Что, в свою очередь, повышает жесткость конструкции.

Несколько слов об областях применения надувных судов. Пляжные лодки (как правило - импортного производства) делаются из тонкой, не армированной ПВХ пленки методом ТВЧ-сварки. Предназначение их ясно из названия. Обычно это одно-, реже, двухместные лодки, оснащенные клапанами упрощенной конструкции.

Класс рыбацких надувных лодок весьма обширен, начиная от одноместных "резинок" с лопатками вместо весел и заканчивая многоместными, довольно комфортабельными, моторками.

Большинство отечественных лодок сделано из прорезиненной ткани, импортные, как правило, из высококачественных ПВХ-тканей.

Лодки специального назначения, как правило, предназначены для профессионалов и выполняют либо индивидуальные спасательные функции (авиационные ЛАС), либо предназначены для спасателей ("Орион-12" и более поздние модели отечественного и импортного производства). К таким судам относятся и надувные лодки для геологов (ЛГН), а, так же, появившиеся в последнее время, гоночные надувные лодки улучшенных обводов.

Не пытаясь объять необъятное, я остановлюсь на основных моделях туристско-спортивных надувных лодок, наиболее популярных у российских туристов-водников в настоящее время. Стоит их перечислить: "Ласточка" (одно- и двухместная, ЯРТ); "Егерь" от "Рафтмастера", "Щука" фирмы "Сталкер" и "Ватерфлай" питерской фирмы "Тайм Триал".

"Ласточка".

Наиболее давно выпускаемой лодкой является надувная байдарка <Ласточка>, производимая уже более двух десятков лет заводом <Ярославрезинотехника>.
В этой главе, помимо официального описания производителя и собственных скромных впечатлений, я воспользовался весьма подробным описанием достоинств и недостатков <Ласточки>, сделанным московскими водниками В. Завьяловым, Д. Шварцем и А. Тонисом, материалами дискуссий на форумах в интернете.
Для начала не премину познакомить читателя с несколько сокращенной версией официальной заводской аннотации.
Надувная байдарка <Ласточка> - лодка для любителей водных походов и путешествий.
Байдарки обладают повышенной проходимостью, имеют минимальную осадку, высокую остойчивость, обладают хорошими эксплуатационными качествами. Надувное дно дает дополнительный запас плавучести.
На байдарках можно сплавляться по рекам, путешествовать по прибрежным зонам озер и водохранилищ. Байдарка обладает исключительной всхожестью на волну. При перевороте она практически непотопляема,, держится на плаву даже при повреждении одного из отсеков. Легкое весло и облегченная ткань позволяют использовать лодку в комбинированных пешеходно-водных походах.
Байдарки <Ласточка 1> и <Ласточка 2> в исп. 05 снабжены фартуком,, который защищает от забрызгивания и заливания водой при вхождении на волну, позволяя использовать байдарку на реках с высокой категорией сложности.
Технология изготовления позволяет достигать высочайшего качества склейки и прочности швов. Используемая прорезиненная ткань обладает высокой механической прочностью, стойкостью к истиранию, светоозоностойкостью.
Всё это увеличивает средний срок службы лодки до 8-10 лет. Все лодки имеют трёхкратный запас прочности:>
Теперь хочу прокомментировать написанное.
Предназначение байдарки сомнений не вызывает, вряд ли оную можно использовать в качестве самоходной баржи или пассажирского лайнера. Далее авторы аннотации, видимо, сравнивают <Ласточку> с каркасными байдарками типа <Таймень>. Отдадим ей должное - <проходимость> на мелких, каменистых речках у нее, безусловно, выше, чем у каркасных соплеменниц. Осадка, в силу плоскодонности, невелика, но зависит от степени загрузки лодки. Если ориентироваться на штатную грузоподъемность одно- и двухместной <Ласточки> (120 и 240 кг соответственно), то вряд ли осадка будет столь уж мала. Хотя надувное дно и дает дополнительный запас плавучести.
На <Ласточке> хорошо сплавляться по рекам относительно невысокой категории сложности (до <тройки>) с не очень большим расходом воды (до 30-40 куб.м/сек). Хотя мне известны случаи походов на <Ласточках> по более серьезным речкам и даже прыжков с 10-метрового водопада. Но это, скорее, заслуга владельцев, а не удачной конструкции.
Путешествовать на этой байдарке по открытой воде возможно, но, как и большинство надувных лодок, она обладает повышенной парусностью. Всхожесть на волну у <Ласточки> неплохая, как, впрочем, у любого надувного судна, в силу конструкционных особенностей не способного <пробить> вал. На невысоких валах <родео> на <Ласточке> доставит вам немало удовольствия. На более мощной воде велик шанс, что лодку развернет бортом к волне и опрокинет. В этом случае небесполезна будет ее непотопляемость. <Даже при повреждении одного из отсеков>.
На момент разработки байдарки ее эксклюзивным преимуществом была возможность использовать ее в пеше-водных походах. Но появление современных материалов, не подверженных гниению, более легких и прочных, свело вышеуказанное достоинство к минимуму. В силу использования устаревших материалов и конструкционных особенностей, добиться удовлетворительной продольной жесткости корпуса <Ласточки> сложно, особенно гребцам нестандартных габаритов. Мне приходилось буквально распирать байдарку ногами, чтобы она не складывалась пополам, что, помимо прочего, затрудняло правильную посадку в лодке.
Единственным бесспорным преимуществом <Ласточки> на сегодняшний день является ее цена, которая в 2 - 2,5 раза ниже, чем у современных туристских надувных лодок.
Использование <Ласточки>, в настоящее время - вопрос личного пристрастия к данному виду судов и состояния собственных финансов. В нише <для простых путешествий, прилично и очень недорого> эта байдарка, по-прежнему, вне конкуренции.
Напоследок хочу привести точку зрения известного конструктора каркасных байдарок, автора знаменитой <жуковки> Игоря Жукова.
Л11 занимает как бы промежуточное положение между каяками, имеющими жесткие элементы конструкции, и надувными лодками. У <Ласточки> много общего с каяками и, прежде всего, это одиночный статус гребца. На малорасходных реках Л11 ведет себя как сверхкороткий каяк, проявляя чудеса маневренности. На больших реках она скорее напоминает микро-рафт, проходя валы и бочки поверху.
Основные преимущества перед каяками - малые размеры в транспортном состоянии, быстрота сборки и устойчивость к ударам о камни (последние два - конечно же, по сравнению с разборными каяками).
Основные недостатки по сравнению с каяками и каноэ - отсутствие жесткости, малая скорость, весьма скромные пробивные свойства; кроме того, Л11 трудно оборудовать нормальными упорами.
Все эти факторы обуславливают <экологическую нишу> <Ласточки>: пеше-водно-автостопные походы по не очень сложным и малорасходным рекам>
Хотя с момента появления этой цитаты прошло довольно много времени и появились новые, более современные, лодки, в целом эти слова справедливы и сейчас:

"Щука".

Признаюсь честно - я надувную байдарку <Щука> не люблю заочно. Еще лет пять тому назад я видел рекламный ролик этой посудины в Москве. И тогда у меня появилось впечатление, что эта лодка не имеет будущего. Время показало, что я ошибся. Сказался определенный снобизм по отношению к сплавным судам. Просто я мыслю иными категориями в вопросах бурноводинга. Вступив в Инете в дискуссии о преимуществах и недостатках разнообразных надувных туристских лодок, я был вынужден, в целях определенной аргументированности своей точки зрения, изучить материалы по этой байдарке и отзывы <щуковладельцев>. Я не изменил личного, негативного отношения к <Щуке>, но понял, что у нее есть определенная ниша.
Для получения объективной информации о столь специфическом судне, на мой взгляд, требуется мнение независимого эксперта, не имеющего заведомо предвзятого положительного или отрицательного мнения. К сожалению, в основном, попадаются положительные отзывы от владельцев и отрицательные - от опытных водников со спортивным уклоном.
Изготавливается сия байдарка в Москве, в ООО <Сталкер>. В то время, когда она начинала производиться, в нише надувных туристских лодок безраздельно властвовал <Егерь> производства фирмы <Рафтмастер> (о нем - в следующих главах). Но один сектор оставался свободным. Не было альтернативы простой, недорогой и относительно легкой резиновой <Ласточке>.
Внешне <Щука> ничего общего с <Ласточкой> не имеет, она похожа скорее на <Катран>, первую и последнюю попытку госсектора выпустить серийную спортивную байдарку. Те же <батонообразные> обводы, плоское дно: Но <Ласточка> была и остается завершенным изделием, в то время, как <Щука> и по сей день представляет собой некий полуфабрикат, конструктор из серии <Сделай сам>.
Наиболее рукастые <щукоходы>, проявив немало смекалки и приложив достаточно усилий, сумели добиться определенной <универсальности> данного судна. Остальные мирятся с изрядной недоделанностью приобретенных изделий.
Чтобы меня не обвинили в голословности, я, в конце главы, приведу выдержки из Паспорта на эту лодку. Не комментируя:
Между тем - <Щуки> продаются, и довольно успешно. Я не склонен считать всех приобретших эту байдарку людей умственно неполноценными или полными чайниками. Просто по определенным показателям <Щуке>, и по сей день, нет равных.
Какие же преимущества есть у <Щуки>?
В отличие от своих ретро-аналогов, <Щука> сделана из современных материалов (ткани с ПВХ и ПУ покрытием). Следовательно, не боится сырости и не очень прихотлива в хранении.
Безусловным преимуществом является малый вес, что позволяет использовать байдарку в комбинированных пеше-водных походах. Но это если сравнивать с "Тайменем" или другими каркасными байдарками. Среди надувных судов есть варианты, близкие по весовым характеристикам.
Относительная простота сборки. Хотя, на мой взгляд, каркасная байдарка собирается ненамного дольше (взгляд этот сформировался по прочтении инструкций и отзывов). Монобаллонные же лодки вообще не требуют сборки.
Решающим преимуществом <Щуки> является цена! Но это, скорее, позиция производителя, чем преимущество байдарки. Да и сохраняет изготовитель низкую цену, как можно понять из его собственных слов, в ущерб качеству изготовления. Но соотношение <цена/качество>, на сегодняшний день - вне конкуренции.
Достаточно высокая собственная скорость.
Маневренность. С учетом плоскодонности и легкости судна - да. Вот только своеобразная она, эта маневренность. При резком развороте лодка может запросто сложиться пополам.
Спорные преимущества:
Малая жесткость конструкции, что, по словам производителя, позволяет без потерь преодолевать мелкие, каменистые участки реки.
Спорить сложно, лодка столь узкой специализации имеет право на существование. Но наши соотечественники, в силу финансовых и иных причин, не склонны приобретать разные лодки для разных походов. Посему, лодка вызывает много нареканий. Впрочем, это <болезнь> большинства специализированных судов.
С другой стороны, восторга от изгибания корпуса лодки во всех проекциях при сплаве, я, лично, не испытываю. Вся история разработок сплавных судов свидетельствует о стремлении к увеличению жесткости лодок. Кстати, нормальное надувное судно монобаллонной конструкции (например - рафт), при достаточной жесткости корпуса, совершенно так же не боится камней и бревен.
Какие же недостатки у <Щуки>?
Основной недостаток - низкое качество материалов и изготовления. Несмотря на некоторое сдвиги к лучшему, вопрос качества материалов упирается в стоимость этих самых материалов, и, как следствие, в стоимость изделия. Как я уже говорил, это - принципиальная позиция изготовителя. Что же касается продуманности техпроцесса и конструктивных особенностей - увы:
Спорные недостатки:
Высокая парусность. Парусность <Щуки> несколько ниже аналогичных параметров у других надувных судов и связана, опять же, в большей степени, с плоским днищем (сильный боковой дрейф). Ну и неоптимальная загрузка сказывается.
Малая вместимость. Безусловно, если в нормальный поход экипажу из двух человек нужно брать трехместное судно - это плохо. Но, почему-то, большинство <полиэтиленовых> каякеров находят способ обойти ограниченный объем каяка, а если и упоминают сей факт, то именно как факт, а не как недостаток. Надо снаряжение подбирать под судно, или судно - под снаряжение. По отдельности эти вопросы не решаются. Не хочешь иметь проблем с вещами - покупай рафт.
А вот слишком близкое расположение посадочных мест на корпусе - это конструкционный просчет.
Резюме: <Щука> - узкоспециализированная надувная байдарка, наиболее пригодная для пеше-водных походов по малорасходным речкам. Оправдано ее использование и для походов выходного дня.
И, в заключение, та самая выдержка из паспорта изделия. Как говорится - без комментариев:
Плохо держатся межбаллонные распорки у Щуки - проверить, что вставляющиеся в них ремешки-<пробки> согнуты по инструкции (см. ниже). Сделать их жестче, нашив дополнительный слой стропы или примотав палочку вдоль.
<Винт> (неопасная винтовая закрученность корпуса Щуки) - устраняется в мастерской.
<Параллелограмм> (неопасный дефект Щуки: нос повернулся направо, корма - налево). Для носовых и кормовых распорок предусмотрены по 2 места крепления: одно смещено вперед на 5 см. Используйте для правых концов распорок передние точки крепления, а для левых - задние. При противоположном параллелограмме - наоборот:

СБОРКА ЩУКИ
- Вывернуть корпус Щуки на лицевую сторону, если он изначально был на изнанке
- Положить один баллон трубкой поддува ВВЕРХ у одного из концов судна.
- Продеть руку через один из чехлов баллонов Щуки (это тканевые трубы, пришитые внутри корпуса Щуки вдоль бортов). В корпусе на носу и корме есть люки, обеспечивающие доступ в корпус и к чехлам баллонов Щуки. Схватить конец баллона, протащить его сквозь корпус (чехол).
- Растянуть чехол и корпус вдоль баллона. При этом кто-то (что-то) должен держать протащенный конец баллона, чтобы он не уполз внутрь. Повторить эту процедуру со вторым баллоном.
- Расправить каждый баллон и корпус (чехол баллона): натянуть корпус (чехлы) вдоль, растянуть каждый баллон за 4 угла, потрясти его вправо-влево, еще раз натянуть чехол (корпус) вдоль.
- Вывести трубки наружу через отверстия в поперечных вытачках чехлов. Не надо выводить трубки на полную длину - они должны выходить на половину длины (иначе при случайном смещении баллона трубки могут перегнуться назад)!
- Для Щуки сделать промежуточную накачку: накачать баллоны, чтобы они расправились, до давления. не большего, чем то, которое можно достичь при надувании ртом - 0,1атм. Проверить, не закручены ли они. Сдуть баллоны на 1/3. Последний раз натянуть чехлы баллонов вдоль.
- Загнуть концы баллонов на 10см, чтобы снять нагрузку с торцевого шва (лучше - обмотать концы веревкой). Засунуть их в корпус. Баллоны с каждого конца длиннее корпуса Щуки на 20см.
- Вставить трубки-распорки. Для их установки следует согнуть (вдоль) утолщенные концы ремней, пришитых к чехлам баллонов (верхние - сгибом вниз, нижние - сгибом вверх), и вставить их в концы трубок-распорок. Распорки ставятся крест-накрест. Короткие - в нос и корму, длинные - посередине. Для кормовых и носовых трубок предусмотрены запасные места крепления для устранения возможного дефекта <параллелограмм>.
- Надуть судно. Рабочее давление для Щуки 0,1-0,2атм., (0,1атм. - макс. давление при надувании ртом, 0,2атм. - макс. давление, которое дает лодочная помпа-полусфера со вставным донышком). При правильном расположении баллонов крупные морщины по бортам исчезают, но другие остаются. С первого раза это удается редко. После похода форма немного улучшится.

"Егерь", "Скаут" и другие:

С продукцией <Рафтмастера> (ныне <Лодки и катамараны>) я знаком не понаслышке. Более того, семь лет подряд был владельцем рафта от этого производителя. Правда, с выпускаемыми <Рафтмастером> лодками дела не имел, хотя, однажды, собрался было купить надувное каноэ <Егерь>. Не удалось:
В конце 80-х, московская фирма <Магрип> (будущий <Рафтмастер>), стала одним из ведущих производителей рафтов и надувных каноэ. Если не по объемам производства, то уж по оригинальности конструкторских решений - точно!
Взяв за основу наработки американской фирмы "AIRE", <Рафтмастер> запустил в серию несколько видов судов двухслойной конструкции. Уже позже директор этой фирмы признался, что дело было не в забугорном опыте, а в наличии отработанной и, технологически, более простой схемы <катамараностроения>.
Что такое - двухслойная конструкция корпуса надувного судна? Это силовая, формообразующая оболочка из плотной ткани, в которой делаются карманы (тоннели) для надувных емкостей. Емкости имеют достаточно условную форму и представляют собой <сосиски>, большей, чем тоннели, длины. При нагнетании воздуха баллоны распирают оболочку, придавая ей определенную жесткость. Форма кроя оболочки определяет обводы всего судна.
Такая конструкция изначально применялась (и применяется, по сей день) в производстве баллонов для сплавных катамаранов. Она имела определенные преимущества, так как в отсутствие качественных тканей обеспечивала большую <живучесть> корпуса. И, безусловно, облегчала жизнь производителям. Поскольку внешнюю оболочку можно было сшить и проклеить швы ПВХ-лентой. Что несколько проще точной склейки или сварки.
Итак, <Рафтмастер> развернул производство надувных лодок, которые именовались сначала каноэ, затем - байдарками. Сейчас принято нейтральное определение - лодки.
Первая лодка, <Егерь>, была, бесспорно, событием. Появилась сравнительно легкая, довольно вместительная, достаточно прочная (в отличие от резиновых предшественниц), одно-двухместная, посудина, позволявшая грести как байдарочными, так и канойными веслами.
На ее основе была даже сделана спортивная модификация, отличавшаяся наличием системы самоосушения дна (самоотлива), под нетривиальным названием <Хот дог>. Лодка была достаточно популярна в своем классе, позволяла сплавляться по порожистым рекам до 4 к.с., без риска поломки.
Время шло, <Рафтмастер>, используя наработанный опыт, произвел на свет новую лодку - <Скаут>. Будучи родной сестрой <Егеря>, <Скаут> отличался заостренными носом и кормой. Других принципиальных нововведений не наблюдалось. Впрочем, как и у большинства подобных судов, отличить нос от кормы у <Скаута> сложно.
Еще через некоторое время была выпущена семейная лодка - <Танго>, отличавшаяся от <Скаута> большими размерами. Да, собственно, и <Скаут> имеет, так сказать, размерный ряд корпуса длиной от 3,6 м до 4,7 м, при постоянной ширине.
В погоне за <дешевым> сегментом рынка, <Рафтмастер>, уже будучи ООО <Лодки и катамараны> (сохранив наименование <Рафтмастер> в качестве торговой марки), разработал и запустил в производство лодки <Рафтмастер-1> и <Рафтмастер-2>, более легкие, без надувного дна (используется система пенно-надувных сланей), имеющих коленные упоры.
Соотношение длины и ширины корпуса - вполне достаточное для удержания лодки на курсе, даже у модели <3,6>. Диаметр баллонов обеспечивает брызгозащищенность гребцов на ровной воде и при небольшой волне.
Грузоподъемность изрядная, позволяющая средних размеров гребцу (гребцам) взять с собой достаточно вещей даже для длительной автономки.
Парусность. Соответствует высоте бортов.
Вес. Вот вес подкачал. Здесь проявляется один из минусов двухслойной конструкции, ибо облегчать лодку можно только в ущерб качеству, т.е. прочности оболочки и баллонов (по этому пути пошли фирмы "Seveylor" и "Mad Dog"). Впрочем, можно использовать качественные, но дорогие ПВХ-ткани типа "кэррингтон", продажная цена "Скаутов" (более 500 у.е.) позволяет это сделать. Но "Рафтмастер", похоже, является приверженцем традиционных отечественных материалов и добрых старых технологий, проверенных десятилетиями.
Сборка судов двухслойных конструкций, по определению, не проста. Производитель рекомендует вставлять баллоны в оболочку в домашних условиях, что, по моему собственному опыту, не избавляет от необходимости <настраивать> баллоны на месте.
Последовательность сборки, до боли, напоминает аналогичный процесс для байдарки "Щука" (см. предыдущую главу), поэтому я не буду заострять на этом внимание.
Несмотря на бодрые заявления производителей, сборка судна <с нуля>, иногда, занимает больше времени, чем сборка <Тайменя> опытным водником.
Кроме того, система карманов для заправки баллонов <внакладку>, т.е. когда встречные края карманов перекрываются, при нормальной эксплуатации обеспечивает регулярное попадание песка и грязи внутрь днищевых тоннелей. Помимо эстетического неудобства, это приводит к истиранию баллонов в процессе использования лодки.
Разборка и упаковка лодки проще, но, в соответствии с инструкцией, подразумевает <просушку в течение 3-х дней> и <удаление остатков влаги с помощью фена>. После чего, по собственному опыту, неплохо бы еще эти внутренности пропылесосить!
Ремонт. Ремонт внешней оболочки не более сложен, чем на <Таймене>, а вот ремонт внутренних баллонов подразумевает их изъятие, просушку, и как следствие, сборку лодки <по новой>. Правда, использование различных материалов подразумевает наличие в ремонтной аптечке двух разных видов клея.
Очень мне понравилось в Инструкции предложение, на случай попадания воды внутрь баллона, <разрезать или :расклеить баллон по шву, вывернуть, просушить и склеить снова>. Комментировать не буду!
Качество материалов и фурнитуры. Оставляет желать лучшего, и это, на мой взгляд, основная проблема <Рафтмастера>. Патриотизм здесь, по-моему, не уместен. И если <александровская тэза>, по всем параметрам, существенно уступает самым дешевым зарубежным аналогам, то ярославскую прорезиненную ткань, на сегодняшний день, используют только <самодельщики>.
Качество изготовления. Говорят, стало лучше:
Дополнительные конструктивные особенности, отсутствующие в базовой модели. Фартук - предлагается производителем при условии установки на корпус отдельных деталей, громко именуемых системой "Expedition". Впрочем, его необходимость подвергается сомнению. <Усовершенствованная> система самоосушения дна (Xtreme) - сливное отверстие непонятного назначения, поскольку, в силу <оригинальной конструкции>, абсолютно не обеспечивает должную скорость слива воды из кокпита.
Резюме. Неплохая идея (для своего времени), не получившая должного осуществления. Лодка хороша как экспедиционная, семейная (вариант "Танго", 4,5Х1,6 м), для порожистых рек не очень высокой категории сложности. Для почитателей двухслойных конструкций, пожалуй, единственный возможный, отечественный вариант (не считая малоизвестных лодок фирмы "RIG" из Уфы). Правда, ценник зашкаливает...
До сих пор речь шла о лодках, ставших уже, практически, классикой надувных туристских судов. Или, по крайней мере, имеющих более, чем пятилетнюю историю существования. Но конструкторская мысль не стоит на месте. Поэтому далее я постараюсь познакомить читателя со сравнительно новыми моделями.

"Нерпа"

Одно- и двухместная надувная байдарка <Нерпа> производится известной Питерской фирмой <Тритон>. Насколько я могу судить по конструкции, <Тритон> постарался претворить в жизнь идею, давно витавшую в воздухе. А именно - сделать новую <Ласточку>, применив современные материалы.
Одноместная <Нерпа> - практически полный аналог <Ласточки>. Только из ПВХ - ткани. Двухместная имеет <обрезанную> нос и корму. В отличие от модернизированной <Ласточки 2М>, <Нерпа> укомплектована съемным фартуком, который крепится к баллонам с помощью <Велкро> (в просторечье - <липучки>).
В лодке имеется сиденье и коленные упоры ленточного типа, что позволяет управлять лодкой не только с помощью весел.
Немного цифири:.Характеристики надувной байдарки <Нерпа-1>:
грузоподъемность - 130 кг.
длина - 3,0 м.
ширина - 0,74 м.
высота - 0,25 м.
диаметр баллонов - 0,2 м.
вес - 11 кг.
К сожалению, в открытых источниках найти характеристики "Нерпы-2" мне так и не удалось. Даже на сайте производителя, что несколько странно.
Прокомментирую характеристики. Грузоподъемность вполне достаточная для среднесрочных водных походов (10-12 дней).
Соотношение длины и ширины позволяет говорить об удовлетворительной устойчивости на курсе, а плоское дно - о приличной маневренности.
Диаметр баллонов, при наличии фартука, не очень критичен.
Вес - выше всяких похвал, конкуренцию может составить только <Щука> или <Ватерфлай>
Использование современных материалов позволяет добиться достаточной жесткости корпуса, а монобаллонная конструкция существенно облегчает сборку-разборку. Правда, фартук на <Велкро> имеет обыкновение срываться в самый неподходящий момент, но: пока нареканий нет. Гребут на <Нерпе> байдарочными веслами.
Для длительных походов <Нерпе-1> явно не хватает внутреннего объема (порядка 185 л), но надо отдать должное <Тритону> - лодка позиционируется как судно для кратковременных походов выходного дня и <покатушек> на порогах.
К сожалению, я, практически, не нашел отзывов об этой байдарке. На мой взгляд - <Нерпу> можно рассматривать, как один из достойных вариантов для коротких (2-3 дня) водных маршрутов. Впрочем, при наличии <группы поддержки> на катамаранах, везущих часть личных вещей, возможно участие <Нерпы> и в более длительных походах.

"Байдара"

<Байдара> от <Мнев и К> - еще одна оригинальная лодка, достойная упоминания.
Конструкция этой лодки была разработана несколько лет назад известным спортсменом-водником, Чемпионом Мира по рафтингу, Дмитрием Карбутовым. <Байдара> производится фирмой <Мнев и К> (Санкт-Петербург), как универсальная лодка для туристов и рыбаков. На мой взгляд, в ее нынешнем исполнении, она больше подходит рыбакам и туристам, предпочитающим спокойные реки и водоемы. Хотя, по отзывам владельцев, <Байдара> очень неплохо ведет себя на порогах. Впрочем, в умелых руках: К тому же, на лодке может быть установлен съемный транец под небольшой подвесной мотор, что несколько расширяет область ее применения.
И опять не миновать читателю технических характеристик.
Длина наибольшая - 4,0 м.
Длина кокпита - 3,5 м.
Ширина наибольшая - 1,05 м.
Ширина кокпита - 0,45 м.
Диаметр баллона - 0,3 м.
Количество отсеков - 2(+дно).
Общий вес лодки - 13 кг.
Грузоподъемность - 300 кг.
Пассажировместимость - 2 чел.
Дно у <Байдары> надувное, 4-х секционное, банки деревянные, возможно использовать лодку без банок, сидя на дне, на вещах. Сзади и спереди кокпит частично закрыт тканью, что предотвращает заливание лодки водой на ходу. Фартука лодка не имеет, но некоторые умельцы изготавливают его самостоятельно.
Рассмотрим технические характеристики.
Соотношение длины и ширины позволяет уверенно держать лодку на курсе.
Обитаемость <Байдары> достаточная для обеспечения определенного комфорта даже в длительной автономке.
Шесть независимых отсеков (2 бортовых и 4 днищевых) обеспечивают надежность и безопасность судна.
Довольно большая ширина корпуса и солидный диаметр баллонов, вкупе с плоским днищем, позволяют гребцам не бояться оверкиля даже при высокой волне.
Вес лодки, в расчете на двоих гребцов, позволяет использовать <Байдару> в комбинированных пеше-водных походах.
Правда, с увеличением диаметра баллонов увеличивается парусность судна. Но, как я уже упоминал, это - свойство всех надувных лодок. Грести на <Байдаре> можно как байдарочными, так и канойными веслами.
Резюме. Конструкторам <Байдары> действительно удалось сделать достаточно универсальную лодку, позволяющую выезжать на рыбалку и на охоту, путешествовать по гладкой воде (с подвесным мотором) и несложным порожистым рекам. А монобаллоный корпус из ПВХ-ткани и использование клапанов современной конструкции позволяют свести к минимуму затраты времени на сборку-разборку и усилий - на хранение и обслуживание <Байдары>.


Купить надувную лодку

Список всех статей

Что-то пошло не так?
Пожалуйтесь!

СМОТРИТЕ НАШ ВИДЕО КАНАЛ!